Виды и значения маркировки грузов

Маркировка транспортной тары регламентируется ГОСТ 14192 - 77. Маркировка грузов. Этот стандарт устанавливает правила маркировки транспортной тары с грузом при хранении, погрузочно-разгрузочных работах и перевозке всеми видами транспорта.

Таблица маркировки грузов

gallery/14541206_6
gallery/14541406_6
gallery/14541606_6
gallery/14541806_6
gallery/14542006_6

Осторожно,

  хрупкое! 

Беречь от солнца! 

Беречь от влаги! 

Беречь от излучения! 

Герметичная упаковка 

gallery/14542206_6

Ограничение температуры 

gallery/14542406_6

Скоропортящийся груз 

gallery/14542606_6

Крюками не брать!

gallery/14542806_6

Место упаковки 

gallery/14543006_6

Здесь поднимать 
тележкой запрещается

gallery/14543206_6

Верх

gallery/14543406_6

Центр тяжести

gallery/14543606_6

Тропическая упаковка 

gallery/14543806_6

Штабелировать запрещается

gallery/14544006_6

Поднимать непосредственно 
за груз 

gallery/14544206_6

Открывать здесь 

gallery/14544406_6

Защищать от радиоактивных 
источников

gallery/14544606_6

Не катить! 

gallery/14544806_6

Штабелирование ограничено

gallery/14545006_6

Зажимать здесь! 

gallery/14545206_6

Не зажимать! 

gallery/14545406_6

Предел по количеству ярусов на штабеле

gallery/14545606_6

Вилочные погрузчики не использовать!

ГОСТ не распространяется на маркировку тары с опасными, скоропортящимися и требующими особых гигиенических или карантинных условий грузами, а также на маркировку, носящую рекламный характер. Маркировка должна содержать отличительный текст и при необходимости предупредительные знаки. Отличительный текст состоит из основных и дополнительных надписей. Основные надписи - это наименование получателя и место назначения.

К дополнительным надписям относятся:

  • масса грузового места-брутто и нетто в килограммах, размер грузового места - длинна, ширина и высота, если они превышают 1м;
  • наименование отправителя;
  • место отправления;
  • порядковый номер каждого грузового места и количество грузовых мест- через дробь; 
  • знаки отправителя - условные обозначения упакованной продукции в числителе дроби перед порядковым номером. 

Предупредительные знаки должны указывать правильный способ обращения с грузом 

а) - «осторожно, хрупкое!»;
б) - «крюками непосредственно не брать»;
в) - «верх, не кантовать»;
г) - «боится нагрева»; 
д) - «место строповки»; 
е) - «боится сырости»; 
ж) - «центр тяжести»; 
з) - «герметичная тара»; 
и) - «боится излучения».

 

Если требуется предупредительная маркировка, то рекомендуется помещать на таре указания типа ВЕРХ, ВВЕРХ, ЭТОЙ СТОРОНОЙ ВВЕРХ, СТЕКЛО, СОДЕРЖАТЬ В СУХОСТИ, СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ТОВАР, ХРАНИТЬ ЗАМОРОЖЕННЫМ и другие специальные инструкции подобного рода. В случае необходимости следует применять стрелки, указывающие или дополняющие значение слов ВЕРХ или ВВЕРХ. Эти стрелки не должны затемнять значений других маркировок;

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ МАРКИРОВКИ ГРУЗОВ (выдержки)

При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При этом вместо порядкового номера места и количества грузовых мест в партии наносят:

     - в числителе - общее количество пакетов в партии; 
     - в знаменателе - количество грузовых мест в пакете, в скобках порядковый номер пакета, например: 3/50 (2). 

Допускается на неупакованные изделия наносить маркировку непосредственно на изделие. 
Манипуляционные знаки (предупредительные надписи) наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары. На бочках и барабанах знаки располагают на одном из днищ или на корпусах; на мешках - на одной из сторон.
Знак № 9 наносят непосредственно на тару с двух противоположных сторон. Допускается на неупакованные грузы наносить знак № 9 на ярлыки или непосредственно на груз. 
Знак № 12 наносят на соседние боковую и торцовую поверхности упаковки на месте проекции фактического центра тяжести груза на эти поверхности. На грузы, транспортируемые на открытом подвижном составе, знак № 12 дополнительно наносят на верхней и нижней сторонах упаковки. 
Маркировку наносят типографским, литографским, электролитическим способами, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием, продавливанием, печатанием на машинке, маркировочными машинами. Допускается на ярлыках четко и разборчиво наносить наименование грузополучателя и пункта назначения, а также на ярлыках и непосредственно на таре - количество грузовых мест и порядковый номер места в партии от руки при условии обеспечения сохранности надписей до получателя. 
Ярлыки прикрепляют к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки. 
Краска, применяемая для маркировки, не должна быть липкой и стираемой, при необходимости краска должна быть водостойкой, светостойкой, солестойкой и стойкой к воздействию тропического климата, высоких и низких температур. 
Манипуляционные знаки и надписи должны быть темного цвета на светлых поверхностях и , светлого на темных. 
Знак № 1 допускается выполнять красного цвета на светлом фоне при транспортировании груза по железной дороге. 
Знак № 6 выполняют голубым цветом на светлом фоне. 
Знак № 13 выполняют красным цветом. 
Допускается на знаке № 3 не указывать символ дождевых капель. 
Допускается наносить Манипуляционные знаки с просветами. 
Необходимость нанесения манипуляционных знаков должна бать установлена в стандартах или других нормативных документах на продукцию. 
Допускается не наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме масс брутто и нетто) при перевозке грузов автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими отправками. 

Рекомендуемые размеры ярлыков для нанесения манипуляционных знаков указаны в таблице 1.

gallery/безымянный

Примечание - Рекомендуется применять ярлыки размерами 37 х 52 мм, 26 х 37 мм, если размеры грузового места не позволяют применять размеры ярлыков, указанные в таблице 1, при этом размеры манипуляционных знаков выбирают произвольно при условии соблюдения изображения знака.
Допускается увеличивать размеры ярлыка при совмещении на одном ярлыке нескольких манипуляционных знаков или надписей транспортной маркировки и манипуляционных знаков. 
На ярлыках, изготовленных типографским способом, знак должен быть на расстоянии не менее 5 мм от края ярлыка. 
Рекомендуемые высоты шрифта для нанесения маркировочных надписей: 3, 6, 8, 10, 15, 30, 50 и 100 мм. 
Шрифты высотой З и 6 мм не допускается применять при нанесении надписей непосредственно на тару. 
Рекомендуемая высота шрифта для основных надписей, а также надписей транспортных организаций, наносимых непосредственно на тару:

  • 30 мм - при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;
  • 50 мм - при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м включ.; 
  • 100 мм - при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.
  • Рекомендуемая высота шрифта для дополнительных и информационных надписей, наносимых непосредственно на тару: 
  • 10 мм - при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.; 
  • 15 мм - при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м включ.; 
  • 30 мм - при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.

При невозможности размещения транспортной маркировки непосредственно на упаковке допускается уменьшать высоту надписей и размеры знака на 1-2 градации.

 

Основные надписи:

- номер контракта и (или) номер заказа иностранного покупателя; 
- номер заказа-наряда; 
- номер грузового места - указывается дробью: в числителе - порядковый номер места в партии, в знаменателе - количество мест в партии; 
- полное наименование или условное обозначение иностранного грузополучателя; 
- наименование пункта назначения с указанием станции или порта перегрузки; 
- страна назначения груза; 
- станция и дорога назначения груза; 
- товарные знаки и марки грузоотправителя.

 

Дополнительные надписи:

- наименование экспортирующей организации - полное или условное; 
- пункт отправления груза; 
- станция и дорога отправления.

 

Информационные надписи:

- габаритные размеры грузового места в сантиметрах; 
- массы нетто и брутто в килограммах; 
- объем грузового места в кубических метрах;

 

Содержание маркировки, характеризующей тару:

- товарный знак (или) наименование предприятия-изготовителя; 
- номер тары по нормативному документу; 
- обозначение нормативного документа. 

На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная». 
Маркировку, характеризующую тару, кроме мешков, наносит на тару ее изготовитель. Маркировку, характеризующую мешки, указывают на кипах или пачках, в которые упакованы мешки. Допускается наносить маркировку, характеризующую тару, на ярлыки. 

Маркировку, характеризующую тару, наносят: 
- на ящики - в левом верхнем углу торцовой стенки, свободной от маркировки, характеризующей груз; 
- на ящиках с обечайкой - на боковой стенке ящика; 
- на бочках и барабанах - на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз; допускается наносить маркировку на корпусе; 
- на баллонах - на дне. 
Место нанесения на канистрах, флягах и других видах транспортной тары устанавливают в нормативных документах на эти виды тары.

 

Способы нанесения маркировки тары:

- деревянной - окраской по трафарету, штемпелеванием, выжиганием; 
- картонной - типографским способом, штемпелеванием; 
- металлической - окраской по трафарету, выдавливанием; 
- пластмассовой - маркировка выполняется на пресс-форме. Маркировка, характеризующая тару, может наноситься специальными маркировочными машинами.

Виды пломб

Виды пломб и их назначение

Назначение любой пломбы - служить доказательством попытки проникновения в опломбированное помещение, емкость, и т.д.

ТРОС - тросовая, силовая пломба (ЗПУ) 

Описание пломбы: 

Силовая пломба Трос выполняет две функции одновременно: пломбы и замка. Позволяет пломбировать объекты с несоосными проушинами. Исключена подделка и повторное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный номер. Различные длины и диаметры троса.

Применение: 
Различные контейнеры, вагоны, склады, автомобили, электрощиты, запорная арматура и пр. 

 

Нэйлсил - силовая контейнерная пломба 

Описание пломбы:

Контейнерная Пломба НЭЙЛСИЛ выполняет две функции одновременно: пломбы и замка. При попытке взлома пластиковая часть корпуса пломбы разрушается. Исключена подделка и повторное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный номер.

Применение: 
Различные контейнеры и другие объекты с соосными проушинами запорного устройства.

 

 Фликлок - металлическая ленточная пломба (автомобильная) 

Назначение пломбы:

Идеально подходит для опломбирования грузового автотранспорта. Надежная пломба для опломбирования помещений, контейнеров, автомашин, складских помещений и пр.

Конструкция:

пломба состоит из круглой замковой части с замком защелкивающегося типа, и ленты-поводка одним концом закрепленной в корпусе замка. Материал пломбы листовая луженая сталь, толщина 0,24мм. Цвет пломбы возможно окрашивание пломбы или только замка в желтый, красный, синий, зеленый, белый.

Маркировка пломбы:

семизначный цифровой код, дополнительно возможно нанесение литерного логотипа. 
Проверка целостности пломбы: необходимо проверить целостность пломбы: соответствие маркировки (номер и логотип) и цвета, равномерность материала и цвета пломбы, соответствие геометрических размеров. Снятие пломбы производится ножницами, кусачками путем перекусывания ленты-поводка.

 

Эдсил-Н - контрольная, пластиковая пломба 

Описание пломбы:

Пластиковая Пломба Эдсил-Н: универсальная пломба с надежным замковым затягивающимся устройством. Исключена подделка и повторное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный номер.

Применение:

Автомашины, рефрижераторы, топливные баки, сейфы, инкассаторские сумки, контейнеры, склады и офисы, двери и пр. 

 

 Тайлсил - контрольная, пластиковая пломба

Описание пломбы:

Пластиковая Пломба Тайлсил: компактная пломба с надежным замковым затягивающимся устройством. Исключена подделка и повторное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный номер.

Применение:

Автомашины, контейнеры, сейфы, сумки и чемоданы, склады и офисы, двери, электрощиты, витрины, прилавки, торговые павильоны и пр.

 

 Унисил - контрольная, пластиковая пломба

Описание пломбы:

Пластиковая пломба Унисил- универсальная пломба с металлической вставкой в замковом затягивающемся устройстве. Исключена подделка и повторное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный номер.

Применение:

Автомашины, Контейнеры бортового питания, Сейфы, Инкассаторские сумки, Контейнеры торговли на авиалиниях, Складские помещения, офисы, торговые прилавки и витрины, пр. 

 

 Унисил-Д - контрольная, пластиковая пломба

Описание пломбы:

Пластиковая пломба Унисил-Д - универсальная пломба с металлической вставкой в замковом затягивающемся устройстве. Исключена подделка и повторное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный номер.

Применение:

Автомашины, контейнеры, сейфы, Инкассаторские сумки, Складские и офисные помещения, электрощиты, различные двери и люки, пр. 

 

 Бэгсил - контрольная, мешковая, пластиковая пломба

Описание пломбы:

Пластиковая пломба Бэгсил универсальная пломба с металлической вставкой в замковом затягивающемся устройстве. Исключена подделка и повторное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный номер. У основания ленты-поводка имеются шипы, препятствующие сползанию с ткани

Применение:

Мешки, автомашины, Контейнеры, Сейфы, Инкассаторские сумки,Контейнеры торговли на авиалиниях, Складские помещения и пр. 

 

 Шипбэгсил - контрольная, мешковая, пластиковая пломба

Описание пломбы:

Пластиковая пломба Шипбэгсил удобная пломба с надежным замковым затягивающим устройством и специальными зубчиками. Исключена подделка и повторное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный номер.

Применение:

Мешки, автомашины, Контейнеры, Сейфы, Инкассаторские сумки,Контейнеры торговли на авиалиниях, Складские помещения и пр. 

 

 Даблсил - индикаторная пломба для счетчиков

Описание пломбы:

Индикаторная Пломба Даблсил - удобная пломба с несколькими степенями защиты. Используется с применением пломбировочной проволоки Спираль концы которой зажимаются в корпусе пломбы специальной металлической вставкой. Исключена подделка и повтор номерное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный

Применение:

сейфы, различные счетчики, измерительные приборы, емкости, распределительные щиты, весы запорная арматура и пр. 

 

 Крабсил - индикаторная  пломба для счетчиков

Описание пломбы:

Конструкция пломбы представляет собой клипсу, которая защелкивается на проволоку. Используется с применением пломбировочной проволоки Спираль, концы которой зажимаются в корпусе. Исключена подделка и повторное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный номер.

Применение:

сейфы, различные счетчики, измерительные приборы, емкости, распределительные щиты, весы запорная арматура и пр. 

 

 Свинцовые пломбы под пломбиратор

Описание пломбы:

Свинцовые пломбы под пломбиратор. Диаметр 10мм, 16мм.

Применение:

Автомашины, Сейфы, Инкассаторские сумки, Контейнеры торговли, Складские помещения, мешки, КИП и пр. 

 

 Полиэтиленовые пломбы под пломбиратор

Описание пломбы:

Полиэтиленовые пломбы под пломбиратор. Диаметр 10мм

Применение:

Автомашины, Сейфы, Инкассаторские сумки, Контейнеры торговли, Складские помещения, мешки, КИП и пр. 

 

 Скотч - номерной пломбировочный скотч

Надежная пломба для опломбирования картонных коробок, ящиков, дверей, контейнерови пр.

Конструкция:

Пломбировочный Скотч представляет собой самоклеющуюся ленту со специальным защитным термослоем. При попытке вскрытия проявляется надпись "ОPEN". Мерные отрезки скотча (22см.) имеют сквозную нумерацию.  

Применение:

Картонные коробки, ящики, двери, контейнеры и мн. др. 

 

 Пломба-наклейка

Надежная самоклеющаяся пломба-наклейка для опломбировании картонных коробок, ящиков, дверей, контейнеров и пр.

Конструкция:

Пломбировочная Наклейка представляет собой самоклеющуюся наклейку со специальным защитным термослоем. При попытке вскрытия проявляется надпись "ОPEN". Наклейки в рулоне имеют сквозную нумерацию

 

 Гарантийный стикер

Описание пломбы:

Гарантийные стикеры на легко разрушающейся бумаге, псевдоголографические наклейки, объемные шильдики

Применение:

Бытовая и компьютерная техника, комплектующие, различные приборы пр. 

gallery/14545806_6
gallery/14546006_6
gallery/14546206_6
gallery/14546406_6
gallery/14546606_6
gallery/14546806_6
gallery/14547006_6
gallery/14547206_6
gallery/14547406_6
gallery/14547606_6
gallery/14547806_6
gallery/14548006_6
gallery/14548206_6
gallery/14548406_6
gallery/14548606_6
gallery/14548806_6

Самая высококачественная пломба или любое другое охранное устройство выполнят свое предназначение только тогда, когда будет в совершенстве отработана процедура и система их применения. Излагаемое ниже описание имеет своей целью помочь любому пользователю пломб в разработке правильных систем и процедур, направленных на предотвращение мелких краж и воровства.

 

Хранение

 

Все пломбы и охранные устройства должны храниться в закрытых помещениях, под контролем, с тем, чтобы посторонние люди не имели к ним доступа и не могли взять их для последующего незаконного использования.

     - Необходимо вести отдельный журнал учета пломб, устанавливаемых на отправляемый груз, и отдельный журнал учета пломб на получаемый груз. 
     - Для журнала учета надо использовать счетную книгу с твердой, а не с мягкой обложкой. 
   - Регистрационная запись в журнале учета пломб, устанавливаемых на отправляемый груз, должна содержать следующие сведения:

  • Дата и время установки пломбы.
  • Номер транспортного средства.
  • Название, контрольный номер и логотип пломбы.
  • Пункт назначения груза.
  • Фамилия, имя лица, устанавливавшего пломбу.
  • Фамилия, имя водителя транспортного средства.

Если водитель не является сотрудником организации-грузоотправителя, тогда подсчет отправляемого товара и установку пломбы следует производить в присутствии представителя грузоотправителя. Водитель должен в транспортной накладной, или в третьей копии транспортной накладной, которая содержит инструкцию грузоотправителя, записать название, номер и логотип пломбы, поставленной на товар. 

 

Если вдруг возникает необходимость снять пломбу до прибытия груза в пункт назначения, в Акте о снятие пломбы должна быть зарегистрирована следующая информация (особенно это касается узловых станций взвешивания):

  • Фамилия, имя лица, срывающего пломбу.
  • Причина срыва пломбы.
  • Время и дата, когда пломба была сорвана.
  • Название, контрольный номер и логотип сорванной пломбы.
  • Название, контрольный номер и логотип пломбы, установленной взамен сорванной. 
  • Имена свидетелей, присутствовавших при срыве пломбы.

Акт о срыве пломбы обязательно должен быть зарегистрирован соответствующими должностными лицами организаций, участвующих и контролирующих перевозку. 
Перед снятием пломбы необходимо убедиться в ее целостности, для чего производится проверка на физическую целостность пломбы.

 

Для снятия пломбы рекомендуются следующие процедуры:

1. Пломбы должны снимать только уполномоченные на это должностные лица. 
2. В журнал учета пломб на получаемый груз, следует внести название, контрольный номер и логотип пломбы. 
3. Сравнить название, контрольный номер и логотип пломбы, которые указанны на пломбе, с данными, указанными в перевозочных документах. 
4. Прежде чем снимать пломбу, убедитесь в том, что она имеет длину не короче стандартной, и что в том, как она установлена, нет каких-либо дефектов. Проверьте, нет ли на пломбе каких-либо странных отметин или следов попыток взлома. 
5. Необходимо подергать и покрутить пломбу влево и вправо, чтобы убедиться, что ее головка не нарушена. 
6. О любом отклонении от нормы следует поставить в известность соответствующих должностных лиц, а также зарегистрировать эти отклонения в журнале учета пломб. 
7. Все грузы, полученные с нарушенной пломбой, должны быть зарегистрированы в соответствии с предыдущим пунктом и снова опломбированы, если груз требует дополнительной транспортировки. 
8. Любые свидетельства кражи должны быть заявлены в отдел безопасности, и немедленно начато расследование, независимо от времени суток. 

 

Для усиления программы контроля опломбирования и создания дополнительных препятствий для потенциальных воров можно предпринять следующие шаги:

1. Убедитесь, что замыкающие устройства и крюки, фиксирующие дверь, а также ручки замков невозможно снять, не нарушив при этом пломбы. 
2. Используйте пломбы разного цвета, позволяющие вам дифференцировать тип товара, терминалы, склады, заводы, экспортные или импортные поставки, а также временной интервал транспортировки груза. 
3. Используйте пломбы различного цвета для транспортных средств, возвращающихся без груза, чтобы не допустить использования транспортных средств водителем в личных целях на обратном пути или транспортировки грузов без разрешения. 
4. В целях предотвращения использования вышедших из употребления старых пломб, периодически меняйте цвет используемых пломб. 
5. Фирмы, отправляющие транспортные средства с товаром по маршруту, на котором предстоит сделать от 2 до 7 остановок, могут использовать систему пломбирования пломбой другого цвета после каждой остановки. 

 

Обычные индикаторные металлические или пластиковые пломбы не всегда эффективны. 
Разработка и внедрение высокопрочных, силовых, самозапирающихся, маркированных контрольным номером канатных (тросовых) пломб или пломб болтового типа позволила обеспечить более высокую физическую безопасность груза, а также целостность пломбы.