Виды и значения маркировки грузов

Маркировка транспортной тары регламентируется ГОСТ 14192 - 77. Маркировка грузов. Этот стандарт устанавливает правила маркировки транспортной тары с грузом при хранении, погрузочно-разгрузочных работах и перевозке всеми видами транспорта.

Таблица маркировки грузов

Осторожно,

  хрупкое! 

Беречь от солнца! 

Беречь от влаги! 

Беречь от излучения! 

Герметичная упаковка 

Ограничение температуры 

Скоропортящийся груз 

Крюками не брать!

Место упаковки 

Здесь поднимать 
тележкой запрещается

Верх

Центр тяжести

Тропическая упаковка 

Штабелировать запрещается

Поднимать непосредственно 
за груз 

Открывать здесь 

Защищать от радиоактивных 
источников

Не катить! 

Штабелирование ограничено

Зажимать здесь! 

Не зажимать! 

Предел по количеству ярусов на штабеле

Вилочные погрузчики не использовать!

ГОСТ не распространяется на маркировку тары с опасными, скоропортящимися и требующими особых гигиенических или карантинных условий грузами, а также на маркировку, носящую рекламный характер. Маркировка должна содержать отличительный текст и при необходимости предупредительные знаки. Отличительный текст состоит из основных и дополнительных надписей. Основные надписи - это наименование получателя и место назначения.

К дополнительным надписям относятся:

  • масса грузового места-брутто и нетто в килограммах, размер грузового места - длинна, ширина и высота, если они превышают 1м;
  • наименование отправителя;
  • место отправления;
  • порядковый номер каждого грузового места и количество грузовых мест- через дробь; 
  • знаки отправителя - условные обозначения упакованной продукции в числителе дроби перед порядковым номером. 

Предупредительные знаки должны указывать правильный способ обращения с грузом 

а) - «осторожно, хрупкое!»;
б) - «крюками непосредственно не брать»;
в) - «верх, не кантовать»;
г) - «боится нагрева»; 
д) - «место строповки»; 
е) - «боится сырости»; 
ж) - «центр тяжести»; 
з) - «герметичная тара»; 
и) - «боится излучения».

 

Если требуется предупредительная маркировка, то рекомендуется помещать на таре указания типа ВЕРХ, ВВЕРХ, ЭТОЙ СТОРОНОЙ ВВЕРХ, СТЕКЛО, СОДЕРЖАТЬ В СУХОСТИ, СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ТОВАР, ХРАНИТЬ ЗАМОРОЖЕННЫМ и другие специальные инструкции подобного рода. В случае необходимости следует применять стрелки, указывающие или дополняющие значение слов ВЕРХ или ВВЕРХ. Эти стрелки не должны затемнять значений других маркировок;

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ МАРКИРОВКИ ГРУЗОВ (выдержки)

При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При этом вместо порядкового номера места и количества грузовых мест в партии наносят:

     - в числителе - общее количество пакетов в партии; 
     - в знаменателе - количество грузовых мест в пакете, в скобках порядковый номер пакета, например: 3/50 (2). 

Допускается на неупакованные изделия наносить маркировку непосредственно на изделие. 
Манипуляционные знаки (предупредительные надписи) наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары. На бочках и барабанах знаки располагают на одном из днищ или на корпусах; на мешках - на одной из сторон.
Знак № 9 наносят непосредственно на тару с двух противоположных сторон. Допускается на неупакованные грузы наносить знак № 9 на ярлыки или непосредственно на груз. 
Знак № 12 наносят на соседние боковую и торцовую поверхности упаковки на месте проекции фактического центра тяжести груза на эти поверхности. На грузы, транспортируемые на открытом подвижном составе, знак № 12 дополнительно наносят на верхней и нижней сторонах упаковки. 
Маркировку наносят типографским, литографским, электролитическим способами, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием, продавливанием, печатанием на машинке, маркировочными машинами. Допускается на ярлыках четко и разборчиво наносить наименование грузополучателя и пункта назначения, а также на ярлыках и непосредственно на таре - количество грузовых мест и порядковый номер места в партии от руки при условии обеспечения сохранности надписей до получателя. 
Ярлыки прикрепляют к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки. 
Краска, применяемая для маркировки, не должна быть липкой и стираемой, при необходимости краска должна быть водостойкой, светостойкой, солестойкой и стойкой к воздействию тропического климата, высоких и низких температур. 
Манипуляционные знаки и надписи должны быть темного цвета на светлых поверхностях и , светлого на темных. 
Знак № 1 допускается выполнять красного цвета на светлом фоне при транспортировании груза по железной дороге. 
Знак № 6 выполняют голубым цветом на светлом фоне. 
Знак № 13 выполняют красным цветом. 
Допускается на знаке № 3 не указывать символ дождевых капель. 
Допускается наносить Манипуляционные знаки с просветами. 
Необходимость нанесения манипуляционных знаков должна бать установлена в стандартах или других нормативных документах на продукцию. 
Допускается не наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме масс брутто и нетто) при перевозке грузов автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими отправками. 

Рекомендуемые размеры ярлыков для нанесения манипуляционных знаков указаны в таблице 1.

Примечание - Рекомендуется применять ярлыки размерами 37 х 52 мм, 26 х 37 мм, если размеры грузового места не позволяют применять размеры ярлыков, указанные в таблице 1, при этом размеры манипуляционных знаков выбирают произвольно при условии соблюдения изображения знака.
Допускается увеличивать размеры ярлыка при совмещении на одном ярлыке нескольких манипуляционных знаков или надписей транспортной маркировки и манипуляционных знаков. 
На ярлыках, изготовленных типографским способом, знак должен быть на расстоянии не менее 5 мм от края ярлыка. 
Рекомендуемые высоты шрифта для нанесения маркировочных надписей: 3, 6, 8, 10, 15, 30, 50 и 100 мм. 
Шрифты высотой З и 6 мм не допускается применять при нанесении надписей непосредственно на тару. 
Рекомендуемая высота шрифта для основных надписей, а также надписей транспортных организаций, наносимых непосредственно на тару:

  • 30 мм - при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;
  • 50 мм - при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м включ.; 
  • 100 мм - при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.
  • Рекомендуемая высота шрифта для дополнительных и информационных надписей, наносимых непосредственно на тару: 
  • 10 мм - при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.; 
  • 15 мм - при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м включ.; 
  • 30 мм - при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.

При невозможности размещения транспортной маркировки непосредственно на упаковке допускается уменьшать высоту надписей и размеры знака на 1-2 градации.

 

Основные надписи:

- номер контракта и (или) номер заказа иностранного покупателя; 
- номер заказа-наряда; 
- номер грузового места - указывается дробью: в числителе - порядковый номер места в партии, в знаменателе - количество мест в партии; 
- полное наименование или условное обозначение иностранного грузополучателя; 
- наименование пункта назначения с указанием станции или порта перегрузки; 
- страна назначения груза; 
- станция и дорога назначения груза; 
- товарные знаки и марки грузоотправителя.

 

Дополнительные надписи:

- наименование экспортирующей организации - полное или условное; 
- пункт отправления груза; 
- станция и дорога отправления.

 

Информационные надписи:

- габаритные размеры грузового места в сантиметрах; 
- массы нетто и брутто в килограммах; 
- объем грузового места в кубических метрах;

 

Содержание маркировки, характеризующей тару:

- товарный знак (или) наименование предприятия-изготовителя; 
- номер тары по нормативному документу; 
- обозначение нормативного документа. 

На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная». 
Маркировку, характеризующую тару, кроме мешков, наносит на тару ее изготовитель. Маркировку, характеризующую мешки, указывают на кипах или пачках, в которые упакованы мешки. Допускается наносить маркировку, характеризующую тару, на ярлыки. 

Маркировку, характеризующую тару, наносят: 
- на ящики - в левом верхнем углу торцовой стенки, свободной от маркировки, характеризующей груз; 
- на ящиках с обечайкой - на боковой стенке ящика; 
- на бочках и барабанах - на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз; допускается наносить маркировку на корпусе; 
- на баллонах - на дне. 
Место нанесения на канистрах, флягах и других видах транспортной тары устанавливают в нормативных документах на эти виды тары.

 

Способы нанесения маркировки тары:

- деревянной - окраской по трафарету, штемпелеванием, выжиганием; 
- картонной - типографским способом, штемпелеванием; 
- металлической - окраской по трафарету, выдавливанием; 
- пластмассовой - маркировка выполняется на пресс-форме. Маркировка, характеризующая тару, может наноситься специальными маркировочными машинами.

Виды пломб

Виды пломб и их назначение

Назначение любой пломбы - служить доказательством попытки проникновения в опломбированное помещение, емкость, и т.д.

ТРОС - тросовая, силовая пломба (ЗПУ) 

Описание пломбы: 

Силовая пломба Трос выполняет две функции одновременно: пломбы и замка. Позволяет пломбировать объекты с несоосными проушинами. Исключена подделка и повторное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный номер. Различные длины и диаметры троса.

Применение: 
Различные контейнеры, вагоны, склады, автомобили, электрощиты, запорная арматура и пр. 

 

Нэйлсил - силовая контейнерная пломба 

Описание пломбы:

Контейнерная Пломба НЭЙЛСИЛ выполняет две функции одновременно: пломбы и замка. При попытке взлома пластиковая часть корпуса пломбы разрушается. Исключена подделка и повторное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный номер.

Применение: 
Различные контейнеры и другие объекты с соосными проушинами запорного устройства.

 

 Фликлок - металлическая ленточная пломба (автомобильная) 

Назначение пломбы:

Идеально подходит для опломбирования грузового автотранспорта. Надежная пломба для опломбирования помещений, контейнеров, автомашин, складских помещений и пр.

Конструкция:

пломба состоит из круглой замковой части с замком защелкивающегося типа, и ленты-поводка одним концом закрепленной в корпусе замка. Материал пломбы листовая луженая сталь, толщина 0,24мм. Цвет пломбы возможно окрашивание пломбы или только замка в желтый, красный, синий, зеленый, белый.

Маркировка пломбы:

семизначный цифровой код, дополнительно возможно нанесение литерного логотипа. 
Проверка целостности пломбы: необходимо проверить целостность пломбы: соответствие маркировки (номер и логотип) и цвета, равномерность материала и цвета пломбы, соответствие геометрических размеров. Снятие пломбы производится ножницами, кусачками путем перекусывания ленты-поводка.

 

Эдсил-Н - контрольная, пластиковая пломба 

Описание пломбы:

Пластиковая Пломба Эдсил-Н: универсальная пломба с надежным замковым затягивающимся устройством. Исключена подделка и повторное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный номер.

Применение:

Автомашины, рефрижераторы, топливные баки, сейфы, инкассаторские сумки, контейнеры, склады и офисы, двери и пр. 

 

 Тайлсил - контрольная, пластиковая пломба

Описание пломбы:

Пластиковая Пломба Тайлсил: компактная пломба с надежным замковым затягивающимся устройством. Исключена подделка и повторное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный номер.

Применение:

Автомашины, контейнеры, сейфы, сумки и чемоданы, склады и офисы, двери, электрощиты, витрины, прилавки, торговые павильоны и пр.

 

 Унисил - контрольная, пластиковая пломба

Описание пломбы:

Пластиковая пломба Унисил- универсальная пломба с металлической вставкой в замковом затягивающемся устройстве. Исключена подделка и повторное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный номер.

Применение:

Автомашины, Контейнеры бортового питания, Сейфы, Инкассаторские сумки, Контейнеры торговли на авиалиниях, Складские помещения, офисы, торговые прилавки и витрины, пр. 

 

 Унисил-Д - контрольная, пластиковая пломба

Описание пломбы:

Пластиковая пломба Унисил-Д - универсальная пломба с металлической вставкой в замковом затягивающемся устройстве. Исключена подделка и повторное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный номер.

Применение:

Автомашины, контейнеры, сейфы, Инкассаторские сумки, Складские и офисные помещения, электрощиты, различные двери и люки, пр. 

 

 Бэгсил - контрольная, мешковая, пластиковая пломба

Описание пломбы:

Пластиковая пломба Бэгсил универсальная пломба с металлической вставкой в замковом затягивающемся устройстве. Исключена подделка и повторное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный номер. У основания ленты-поводка имеются шипы, препятствующие сползанию с ткани

Применение:

Мешки, автомашины, Контейнеры, Сейфы, Инкассаторские сумки,Контейнеры торговли на авиалиниях, Складские помещения и пр. 

 

 Шипбэгсил - контрольная, мешковая, пластиковая пломба

Описание пломбы:

Пластиковая пломба Шипбэгсил удобная пломба с надежным замковым затягивающим устройством и специальными зубчиками. Исключена подделка и повторное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный номер.

Применение:

Мешки, автомашины, Контейнеры, Сейфы, Инкассаторские сумки,Контейнеры торговли на авиалиниях, Складские помещения и пр. 

 

 Даблсил - индикаторная пломба для счетчиков

Описание пломбы:

Индикаторная Пломба Даблсил - удобная пломба с несколькими степенями защиты. Используется с применением пломбировочной проволоки Спираль концы которой зажимаются в корпусе пломбы специальной металлической вставкой. Исключена подделка и повтор номерное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный

Применение:

сейфы, различные счетчики, измерительные приборы, емкости, распределительные щиты, весы запорная арматура и пр. 

 

 Крабсил - индикаторная  пломба для счетчиков

Описание пломбы:

Конструкция пломбы представляет собой клипсу, которая защелкивается на проволоку. Используется с применением пломбировочной проволоки Спираль, концы которой зажимаются в корпусе. Исключена подделка и повторное использование пломбы. Каждая пломба имеет свой индивидуальный номер.

Применение:

сейфы, различные счетчики, измерительные приборы, емкости, распределительные щиты, весы запорная арматура и пр. 

 

 Свинцовые пломбы под пломбиратор

Описание пломбы:

Свинцовые пломбы под пломбиратор. Диаметр 10мм, 16мм.

Применение:

Автомашины, Сейфы, Инкассаторские сумки, Контейнеры торговли, Складские помещения, мешки, КИП и пр. 

 

 Полиэтиленовые пломбы под пломбиратор

Описание пломбы:

Полиэтиленовые пломбы под пломбиратор. Диаметр 10мм

Применение:

Автомашины, Сейфы, Инкассаторские сумки, Контейнеры торговли, Складские помещения, мешки, КИП и пр. 

 

 Скотч - номерной пломбировочный скотч

Надежная пломба для опломбирования картонных коробок, ящиков, дверей, контейнерови пр.

Конструкция:

Пломбировочный Скотч представляет собой самоклеющуюся ленту со специальным защитным термослоем. При попытке вскрытия проявляется надпись "ОPEN". Мерные отрезки скотча (22см.) имеют сквозную нумерацию.  

Применение:

Картонные коробки, ящики, двери, контейнеры и мн. др. 

 

 Пломба-наклейка

Надежная самоклеющаяся пломба-наклейка для опломбировании картонных коробок, ящиков, дверей, контейнеров и пр.

Конструкция:

Пломбировочная Наклейка представляет собой самоклеющуюся наклейку со специальным защитным термослоем. При попытке вскрытия проявляется надпись "ОPEN". Наклейки в рулоне имеют сквозную нумерацию

 

 Гарантийный стикер

Описание пломбы:

Гарантийные стикеры на легко разрушающейся бумаге, псевдоголографические наклейки, объемные шильдики

Применение:

Бытовая и компьютерная техника, комплектующие, различные приборы пр. 

Самая высококачественная пломба или любое другое охранное устройство выполнят свое предназначение только тогда, когда будет в совершенстве отработана процедура и система их применения. Излагаемое ниже описание имеет своей целью помочь любому пользователю пломб в разработке правильных систем и процедур, направленных на предотвращение мелких краж и воровства.

 

Хранение

 

Все пломбы и охранные устройства должны храниться в закрытых помещениях, под контролем, с тем, чтобы посторонние люди не имели к ним доступа и не могли взять их для последующего незаконного использования.

     - Необходимо вести отдельный журнал учета пломб, устанавливаемых на отправляемый груз, и отдельный журнал учета пломб на получаемый груз. 
     - Для журнала учета надо использовать счетную книгу с твердой, а не с мягкой обложкой. 
   - Регистрационная запись в журнале учета пломб, устанавливаемых на отправляемый груз, должна содержать следующие сведения:

  • Дата и время установки пломбы.
  • Номер транспортного средства.
  • Название, контрольный номер и логотип пломбы.
  • Пункт назначения груза.
  • Фамилия, имя лица, устанавливавшего пломбу.
  • Фамилия, имя водителя транспортного средства.

Если водитель не является сотрудником организации-грузоотправителя, тогда подсчет отправляемого товара и установку пломбы следует производить в присутствии представителя грузоотправителя. Водитель должен в транспортной накладной, или в третьей копии транспортной накладной, которая содержит инструкцию грузоотправителя, записать название, номер и логотип пломбы, поставленной на товар. 

 

Если вдруг возникает необходимость снять пломбу до прибытия груза в пункт назначения, в Акте о снятие пломбы должна быть зарегистрирована следующая информация (особенно это касается узловых станций взвешивания):

  • Фамилия, имя лица, срывающего пломбу.
  • Причина срыва пломбы.
  • Время и дата, когда пломба была сорвана.
  • Название, контрольный номер и логотип сорванной пломбы.
  • Название, контрольный номер и логотип пломбы, установленной взамен сорванной. 
  • Имена свидетелей, присутствовавших при срыве пломбы.

Акт о срыве пломбы обязательно должен быть зарегистрирован соответствующими должностными лицами организаций, участвующих и контролирующих перевозку. 
Перед снятием пломбы необходимо убедиться в ее целостности, для чего производится проверка на физическую целостность пломбы.

 

Для снятия пломбы рекомендуются следующие процедуры:

1. Пломбы должны снимать только уполномоченные на это должностные лица. 
2. В журнал учета пломб на получаемый груз, следует внести название, контрольный номер и логотип пломбы. 
3. Сравнить название, контрольный номер и логотип пломбы, которые указанны на пломбе, с данными, указанными в перевозочных документах. 
4. Прежде чем снимать пломбу, убедитесь в том, что она имеет длину не короче стандартной, и что в том, как она установлена, нет каких-либо дефектов. Проверьте, нет ли на пломбе каких-либо странных отметин или следов попыток взлома. 
5. Необходимо подергать и покрутить пломбу влево и вправо, чтобы убедиться, что ее головка не нарушена. 
6. О любом отклонении от нормы следует поставить в известность соответствующих должностных лиц, а также зарегистрировать эти отклонения в журнале учета пломб. 
7. Все грузы, полученные с нарушенной пломбой, должны быть зарегистрированы в соответствии с предыдущим пунктом и снова опломбированы, если груз требует дополнительной транспортировки. 
8. Любые свидетельства кражи должны быть заявлены в отдел безопасности, и немедленно начато расследование, независимо от времени суток. 

 

Для усиления программы контроля опломбирования и создания дополнительных препятствий для потенциальных воров можно предпринять следующие шаги:

1. Убедитесь, что замыкающие устройства и крюки, фиксирующие дверь, а также ручки замков невозможно снять, не нарушив при этом пломбы. 
2. Используйте пломбы разного цвета, позволяющие вам дифференцировать тип товара, терминалы, склады, заводы, экспортные или импортные поставки, а также временной интервал транспортировки груза. 
3. Используйте пломбы различного цвета для транспортных средств, возвращающихся без груза, чтобы не допустить использования транспортных средств водителем в личных целях на обратном пути или транспортировки грузов без разрешения. 
4. В целях предотвращения использования вышедших из употребления старых пломб, периодически меняйте цвет используемых пломб. 
5. Фирмы, отправляющие транспортные средства с товаром по маршруту, на котором предстоит сделать от 2 до 7 остановок, могут использовать систему пломбирования пломбой другого цвета после каждой остановки. 

 

Обычные индикаторные металлические или пластиковые пломбы не всегда эффективны. 
Разработка и внедрение высокопрочных, силовых, самозапирающихся, маркированных контрольным номером канатных (тросовых) пломб или пломб болтового типа позволила обеспечить более высокую физическую безопасность груза, а также целостность пломбы.